Пермь, Россия
ВАК 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
В статье исследуется влияние социальных и психологических параметров информантов на интерпретацию эмодзи – графических знаков, отображающих эмоции и настроение пользователей социальных интернет-сервисов. Цель – выявить возможную зависимость интерпретаций эмодзи, полученных в группах информантов, от пола опрашиваемых и разных показателей их эмоционального интеллекта. Актуальность работы определяется растущей ролью эмодзи в онлайн-коммуникации, а практическая значимость видится в возможности учета изучаемых факторов информантов в задачах автоматического анализа тональности сообщений. Новизна исследования заключается в том, что сочетание методов психодиагностики и векторной семантики ранее не применялось для изучения взаимного влияния социальных и психологических параметров пользователей на понимание эмодзи. Методология исследования включает векторизацию текстов с использованием статистической меры TF-IDF для выделения набора ключевых слов, характеризующих каждый эмодзи, а также статистический анализ ключевых слов с применением U-критерия Манна-Уитни и методов коррекции p-значений. В результате выявлено, что гендерные различия в понимании эмодзи наиболее выражены в интерпретации положительных знаков, а уровень эмоционального интеллекта влияет на понимание как положительных, так и отрицательных эмодзи. Метод Монте-Карло, применяемый для проверки устойчивости выявленных различий между группами информантов, подтвердил устойчивость обнаруженных эффектов.
эмодзи, эмоциональный интеллект, пол, TF-IDF, векторизация текста, электронная коммуникация
1. Белоусов К. И., Баширов Р. К., Зелянская Н. Л., Лабутин И. А., Рябинин К. В., Чумаков Р. В. Профилирование концептуальных систем на основе комплекса методов психосемантики и машинного обучения. Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2023a. № 7. С. 1–14. https://doi.org/10.36535/0548-0027-2023-07-1
2. Белоусов К. И., Обухова И. А., Лабутин И. А. WORD2VEC- и графосемантические модели использования эмотиконов и эмодзи в текстах интернет-коммуникации. Вопросы когнитивной лингвистики. 2023б. № 2. С. 47–62. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2023-2-47-62
3. Бенгфорт Б., Билбро Р., Охеда Т. Прикладной анализ текстовых данных на Python. Машинное обучение и создание приложений обработки естественного языка. СПб.: Питер, 2019. 368 с.
4. Бикеева М. В. Оценка цифровой активности населения в контексте теории поколений. Статистика и экономика. 2022. Т. 19. № 5. С. 25–34. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-5-25-34
5. Булыга Ф. С., Курейчик В. М. Сравнительный анализ методов векторизации текстовых данных большой размерности. Известия ЮФУ. Технические науки. 2023. № 2. С. 212–226. https://doi.org/10.18522/2311-3103-2023-2-212-226
6. Гавриленко О. В. Цифровизация как фактор трансформации новых форм социального взаимодействия и механизмов контроля. Коммуникативный капитал цифровой эпохи: науч. онлайн-конф. с Междунар. уч. (Москва, 12 февраля 2021 г.) М.: МАКС Пресс, 2021. С. 57–64. https://elibrary.ru/ubiulk
7. Иванова И. В., Пальмина К. С. Влияние эмодзи и эмотиконов на итоговую эмоциональную окраску текста при сентимент-анализе. Научные исследования в современном мире. Теория и практика: Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 10 мая 2021) СПб.: ГНИИ Нацразвитие, 2021. С. 79–82. https://elibrary.ru/ztqzce
8. Иванова-Якушко М. М., Анумян К. С., Карабулатов М. Н. Эмотикон как пример развития графической эмотиологии в виртуальном пространстве. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2024. Т. 3. № 3. С. 296–308. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2024-3-3-296-308
9. Курганская Е. В., Степанова Н. В. Выявление «токсичности» в социальных сетях на основании критерия семантической близости. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 5. С. 1596–1603. https://doi.org/10.30853/phil20240231
10. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. https://elibrary.ru/vzmifn
11. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278. https://elibrary.ru/slanqv
12. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129–140. https://elibrary.ru/idtctm
13. Пальмов С. В., Салихов Р. Р. Сравнительный анализ библиотек Pymorphy3 Pymystem3. Наука и бизнес: пути развития. 2024. № 6. С. 45–49. https://elibrary.ru/wwjfkh
14. Рудак Л. В., Зори С. А. Обработка текста методами естественного языка. Информатика и кибернетика. 2024. № 3. С. 39–44. https://elibrary.ru/vhnwmf
15. Турко У. И. Смайлик, эмотикон и эмодзи как невербальные средства общения в интернет-коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 9. С. 3005–3011. https://doi.org/10.30853/phil20240427
16. Miller H., Thebault-Spieker J., Chang S., Johnson I., Terveen L., Hecht B. "Blissfully happy" or "ready to fight": Varying interpretations of emoji. Tenth International AAAI Conference on Web and Social Media (ICWSM 2016): Proc. Conf., Cologne, 17–20 May 2016. 2016, 10(1): 259–268. https://doi.org/10.1609/icwsm.v10i1.14757
17. Oleszkiewicz A., Frackowiak T., Sorokowska A., Sorokowski P. Children can accurately recognize facial emotions from emoticons. Computers in Human Behavior, 2017, 76: 372–377. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.07.040
18. Stanton A. L. Islamic emoticons and religious authority: Emerging practices, shifting paradigms. Contemporary Islam, 2018, 12(2): 153–171. https://doi.org/10.1007/s11562-017-0412-8
19. Takahashi K., Oishi T., Shimada M. Is ☺ smiling? Cross-cultural study on recognition of emoticon’s emotion. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2017, 48(10): 1578–1586. https://doi.org/10.1177/0022022117734372



