METHODOLOGY OF REGIONAL STRATEGISING IN CENTRAL ASIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Central Asia is currently undergoing some major transformations on its way to a new active sub-region with a wide system of international relations. The article features various strategies that the countries of Central Asia design for their socio-economic development. It introduces some objective prerequisites that shaped the idea of socio-economic integration of the peoples of Central Asia. Uzbekistan encourages this integration by creating and promoting a new image of Central Asia as a steadily developing and prosperous region with a shared economic and political environment. The author analyzed the approaches that the countries of Central Asia employ to develop and implement their own socio-economic strategies. Following the methodology of strategizing developed by Professor V.L. Kvint, the strategies are harmonized at various levels within the common Central Asian agenda. The current global transformation of the international order makes it difficult to make any reliable forecasts. However, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, and Uzbekistan present a role model for other regions as they seek to come up with consolidated responses to the new challenges while using their potential and competitive advantages as part of regional and national strategies.

Keywords:
strategizing, regional strategies, Central Asia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных условиях расширения масшта-
бов геополитических, геоэкономических, соци-
альных, экологических и технологических угроз,
вызовов и рисков возрастает значимость эф-
фективного стратегирования кратко-, средне-
и долгосрочных процессов развития на гло-
бальном, региональном и национальном уров-
нях1,2,3. Стабильное сокращение мировых за-
пасов минерально-сырьевых, энергетических,
земельных, водных и других видов ресурсов
обостряет этот вопрос. Неопределенность,
сложившаяся в нынешнем мире хрупкого ба-
ланса сил, активизирует научные дискус-
сии о востребованности стратегии как ключе-
вого содержательного э лемента процесса стра-
тегирования в те или иные периоды общест-
венного развития, побуждая лидеров госу-
дарств, регионов, отраслей и компаний «… заново
изучать науку и искусство стратегии»4. Обо-
2022. Том 2. № 3
321
Мирзиёева C. Ш. Анализ методологии регионального...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
снованного решения ждет проблема гармо-
низации систем стратегирования различного
уровня, включая международный, региональный
и национальный5. 45
Эти вопросы имеют значение и для государств
Центральной Азии, которые приобретают все
более возрастающую стратегическую значи-
мость из-за происходящих в странах региона
позитивных внутренних изменений и стреми-
тельной региональной динамики, а также на-
растания глобальных вызовов, требующих
коллективного обдумывания и осмысления на
основе тесного партнерства. Стремясь сфор-
мулировать консолидированные ответы на
возникающие вызовы, умело используя свои
потенциальные возможности и конкурентные
преимущества в рамках региональных и на-
циональных стратегий, страны региона –
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркме-
нистан и Узбекистан – способствуют уверенному
позиционированию Центральной Азии в качестве
целостного субрегиона международных отно-
шений.
В этой связи представляет интерес анализ
формируемых и реализуемых этими странами
подходов к согласованному стратегированию
социально-экономических процессов на основе
многоуровневых стратегий6,7. Проведение подоб-
ного анализа предварим рассмотрением значи-
мых факторов, подпитывающих идею консо-
лидации усилий проживающих в регионе наро-
дов ради общих целей.
4 Sapir J. The strategic impetrative and the paradigm shift in economics // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 1–14. (На англ.)
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-1-14
5 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими
приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900–909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
6 Мирзиёева С. Ш. Совершенствование методологии разработки и реализации региональных социальноэкономических стратегий (на материалах
Республики Узбекистан): дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2021. 216 с.
7 Мирзиёева C. Ш. Стратегирование социально-экономических процессов в контексте реализации Стратегии действий по пяти приоритетным
направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг. // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 151–162. https://doi.
org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-151-162
8 Мунавваров З. И. Общие контуры интеграционных процессов в Центральной Азии: история, современность, перспективы // «Марказий Осиё
давлатлари интеграцияси ва ҳамкорлигини ривожлантиришнинг ижтимоий ва сиёсий жиҳатлари»: Республика илмий-амалий конференция
материаллари тўплами. Ташкент, 2022. С. 10–14. (На узбекском)
Идея интеграции народов Центральной Азии
уходит своими корнями в глубь веков. Осо-
знание объективной необходимости совмест-
ного обеспечения защиты от внешних угроз,
как и императивы внутреннего развития в раз-
личные периоды истории, обуславливали воз-
никновение государственных образований, тер-
ритории которых были населены предками
нынешних Центральноазиатских народов8.
Мысль об объединении усилий народов, на-
селяющих пространство Центральной Азии,
ради совместного социально-экономического
процветания основывается на мощной этно-
лингвистической основе. Большинство древних
и средневековых государств и государственных
образований Центральной Азии были населены
представителями тюркских народов, а также
персоязычных этносов.
Еще одним фактором, благоприятствую-
щим тесному взаимодействию стран Централь-
ной Азии, выступает конфессиональная харак-
теристика региона. Ключевая идея ислама,
являющегося общей религией для основной
части народов Центральноазиатского региона,
сводится к единобожию. Это создает предпо-
сылки для устранения имеющихся противоре-
чий и разногласий, способствуя консолида-
ции людей ради общих целей социально-
экономического процветания. Именно этот фак-
тор лег в основу величайшего научно-культур-
ного возрождения, известного как Центрально-
азиатский Ренессанс, целая плеяда ярких пред-
ставителей которого внесла вклад в развитие
2022. Vol 2. No 3
322
Mirziyoeva SSh. Methodology of Regional Strategising...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
исламской и мировой цивилизации9,10,11,12. Сфор-
мировались влиятельные духовно-религиозные
и научно-культурные центры, деятельность
которых способствовала интенсивному научно-
культурному обмену между территориями, входя-
щими сегодня в состав государств Центральной
Азии. Мы являеемся свидетелями активного
развития сектора креативной экономики, по-
явления новых формирующихся рынков куль-
турных и креативных индустрий, что подтвер-
ждает необходимость их стратегирования13,14.
Являясь регионом пересечения интересов
крупных мировых держав, играя значимую
роль в соединении Востока и Запада, Севера
и Юга и примыкая к очагам нестабильности
и конфликтов, Центральная Азия притягивает
к себе интерес ведущих стран мира и ученых-
специалистов – политологов, экономистов, соци-
ологов, историков и др. Происходящие в реги-
оне процессы оказывали влияние на общую
ситуацию на всем континенте. Целостный
облик и геостратегическое значение региона
характеризуют уникальное цивилизационное
наследие, пестрый этнорелигиозный состав на-
селения, энергетический и природно-ресурсный
потенциал, обширные транспортные и ком-
муникационные возможности. Общим достоя-
нием народов Центральной Азии являются
общность исторических и религиозных кор-
ней, единство водных артерий и трансграничных
коридоров15. Кроме того, «... Центральная Азия –
9 Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://president.uz/ru/lists/view/1063 (дата
обращения: 28.09.2022).
10 Квинт В. Л. Амир Темурнинг стратегик етакчилиги: "тузуклар"га изоҳлар. СПб.: РАНХиГС, 2021. 224 с. (На узбекском)
11 Квинт В. Л. Стратегическое лидерство Амира Тимура: комментарии к Уложению. СПб.: РАНХиГС, 2021. 204 с. https://doi.
org/10.22394/978-5-89781-696-5-1-204
12 Петрова П. М., Хабекова М. К. Рецензии, мнения, аналитические и новостные сообщения о монографии В. Л. Квинта «Стратегическое
лидерство Амира Тимура: комментарии к Уложению». СПб.: РАНХиГС, 2022. 144 c.
13 Хворостяная А. С. Особенности стратегирования предприятий легкой промышленности и индустрии моды в странах с формирующимся
рынком // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 111–122. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-111-122
14 Хворостяная А. С. Стратегирование индустрии моды: теория и практика. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2021. 272 с.
15 Назиров М. М. Новые контуры региональной политики Узбекистана в Центральной Азии // Марказий Осиё давлатлари интеграцияси ва ҳам-
корлигини ривожлантиришнинг ижтимоий ва сиёсий жиҳатлари»: Республика илмий-амалий конференция материаллари тўплами. Ташкент,
2022. С. 131–136. (На узбекском)
16 Выступление Президента Шавката Мирзиёева на международной конференции в Самарканде. URL: https://religions.uz/ru/news/detail?id=633 (дата
обращения: 28.09.2022).
17 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации
сотрудничества. URL: https://president.uz/ru/lists/view/5542 (дата обращения: 28.09.2022).
один из самых «молодых» регионов по возраст-
ному составу населения: молодежь составляет
около 60 %, что значительно превышает средне-
мировые показатели…»16.
Стремление государств Центральной Азии
искать новые ниши в международном разделе-
нии труда и использовать разные форматы
сотрудничества для приобретения дополнитель-
ных возможностей роста, которые несут в себе
происходящие на континенте геополитические
и геоэкономические процессы, находит свое
отражение в участии этих стран в деятельности
различных международных организаций. Се-
годня часть стран Центральной Азии – Казах-
стан, Кыргызстан и Узбекистан – являются
государствами-членами Организации тюрксих
государств, а Туркменистан – государством-
наблюдателем. Казахстан и Кыргызстан входят
в Евразийский экономический союз, а Узбеки-
стан в этой организации имеет статус государства-
наблюдателя.
Центральная Азия претендует на сохранение
статуса «географического ядра» в Шанхайской
организации сотрудничества. Четыре государства
региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан
и Узбекистан – являются государствами-членами
этой Организации, демонстрирующей в нынеш-
них условиях растущего дефицита диалога
и доверия на глобальном уровне эффективность,
взаимопонимание и динамизм17. Принятие в
рамках саммита Шанхайской организации сот-
2022. Том 2. № 3
323
Мирзиёева C. Ш. Анализ методологии регионального...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
рудничества в Самарканде 15–16 сентября
2022 г. Концепции ШОС по укреплению взаимо-
связанности и созданию эффективных транспорт-
ных коридоров и подписание трехстороннего
Соглашения о строительстве железной дороги
Китай – Кыргызстан – Узбекистан создали основу
для обеспечения устойчивого экономического
роста на пространстве Центральной Азии.
Учитывая транспортно-транзитную зависи-
мость Центральной Азии от приграничных
государств из-за отсутствия прямого выхода к
океану и морским коммуникациям, реализация
подобных соглашений имеет особую стратеги-
ческую значимость для эффективного стратеги-
рования социально-экономического развития
региона, позволяя умело использовать его гео-
графическое положение в контексте благо-
приятных перспектив крупных международ-
ных транспортно-логистических проектов сквозь
Евразию. Э то не единственная сфера, где оче-
видны выгоды от согласованных действий стран
Центральной Азии на международной арене.
В результате доминирования не всегда
здорового соперничества между государствами
региона на определенном этапе их независимого
развития, особенно на начальном, в последние
десятилетия в отношениях стран Центральной
Азии накопились проблемы, требующие сов-
местного осмысления и согласованных решений.
В их числе сравнительно малый масштаб
и сырьевой характер национальных экономик
стран региона, технологическое отставание
отдельных отраслей промышленности, растущий
дисбаланс и разрыв в экономическом развитии
стран региона. Сюда же следует отнести нез-
начительную долю торговли с соседними госу-
дарствами по региону в экспортных операциях
Центральноазиатских стран.
Отсутствие региональной самоидентификации
и разобщенность стран Центральной Азии прев-
ратили ее в один из самых наименее внутренне
взаимосвязанных регионов мира, что сдержива-
ло раскрытие и реализацию потенциальных воз-
18 Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами. М.: КноРус, 2022. 178 с.
можностей социально-экономического роста.
Еще одним сдерживающим развитие региона
фактором выступала нерешенность вопроса
совместного использования общих водных ре-
сурсов Центральной Азии. На фоне высоких
темпов роста населения и увеличения уровня
потребления воды в целом отсутствие решения
водной проблемы, учитывающей интересы
стран и народов региона, чревато усилением
социально-экономического напряжения в прост-
ранстве Центральной Азии.
Кроме обострения социально-экономических
процессов и усугубления вопроса нехватки
земельных и водных ресурсов, устойчивый
демографический рост обусловил возникно-
вение в регионе проблемы трудовой мигра-
ции. Стратегирование трудовых ресурсов акту-
ально для Центральной Азии18. При сохранении
старой модели экономического развития, осно-
ванной на неэффективном административно-
командном стиле управления, темпы создания
новых рабочих мест не успевали бы за темпами
роста численности населения, провоцируя
непрекращающийся поток трудовой миграции.
В Узбекистане переход на новую модель был
ознаменован принятием и реализацией Стратегии
действий по пяти приоритетным направлениям
его развития в 2017–2021 гг. На уровне всего
региона решению этой проблемы может спо-
собствовать максимальный учет преимуществ
взаимодополняемости национальных экономик
стран Центральной Азии, а также раскрытие
и реализация имеющегося потенциала в целом.
При всей важности участия стран Центральной
Азии в деятельности различных международных
организаций форматы сотрудничества в рамках
подобных структур были бы недостаточны для
детального обсуждения, коллективного обдумы-
вания и принятия всесторонне выверенных ре-
шений перечисленных масштабных проблем
региона. Лидерам государств Центральной Азии
было необходимо наладить регулярный прямой
контакт на региональном уровне. В этой связи,
2022. Vol 2. No 3
324
Mirziyoeva SSh. Methodology of Regional Strategising...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
являясь единственнным государством, имеющим
общую границу со всеми странами региона, и
имея самое многочисленное население среди них,
Узбекистан инициировал идею создания не-
формального саммита руководителей Цент-
ральноазиатских государств19. Это было отра-
жением осознанного выбора руководства
Узбекистана, официально объявившего регион
Центральной Азии главным приоритетом сво-
ей внешней политики на 72-сессии Генеральной
Ассамблеи ООН20.
Выдвинутое на этой сессии предложение о
проведении регулярных консультативных встреч
глав государств Центральной Азии было еще
раз подтверждено Узбекистаном в ноябре 2017 г.
в Самарканде на Международной конференции
«Центральная Азия: одно прошлое и общее бу-
дущее, сотрудничество ради устойчивого разви-
тия и процветания», прошедшей под эгидой ООН
и посвященной обсуждению фундаментальных
проблем региона. Предложение было принято
всеми государствами Центральной Азии. В ре-
зультате этого было положено начало созданию
площадки дружественного диалога лидеров стран
региона, призванной служить консультативным
механизмом по вопросам развития взаимовы-
годного сотрудничества в политической, торгово-
экономической, инвестиционной, транспортно-
коммуникационной, энергетической и других
сферах.
Состоялись четыре Консультативные встречи
глав государств Центральной Азии в Казахстане
(2018 г.), Узбекистане (2019 г.), Туркменистане
(2021 г.) и Кыргызстане (2022 г.). Благодаря нала-
19 Холматов Б. Х. Маслаҳат учрашувлари – янги мулоқот майдони // «Марказий Осиё давлатлари интеграцияси ва ҳамкорлигини ривожлан-тириш-
нинг ижтимоий ва сиёсий жиҳатлари»: Республика илмий-амалий конференция материаллари тўплами. Ташкент, 2022. С. 175–178. (На узбекском)
20 Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на 72-сессии…
21 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на четвертой Консультативной встрече глав государств Центральной
Азии. URL: https://president.uz/ru/lists/view/5360 (дата обращения: 28.09.2022).
22 Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования…
23 Алимурадов М. К. Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы // Стратегирование: теория и практика. 2021.
Т. 1. № 2. С. 163–172. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-163-172
24 Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования…
25 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
26 Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности.
2020. Т. 13. № 4. С. 434–447. https://doi.org/10.17073/2072-1634-2020-4-434-447
женному диалогу в подобном формате государ-
ствам Центральной Азии «…удалось укрепить
отношения дружбы и добрососедства, создать в
регионе совершенно новую атмосферу конст-
руктивного сотрудничества». Благодаря умелому
использованию конкурентных преимуществ и
фактора взаимной дополняемости экономик
стран региона «… только за последние пять лет
объемы внутрирегионального товарооборота уве-
личились в два раза»21.
Таким образом, с появлением нового форма-
та диалога лидеров стран Центральной Азии
запущены фундаментальные процессы, меняю-
щие облик региона в целом. Речь идет о
начале формирования региональной самоиден-
тификации, т. е. страны региона начинают рас-
сматривать перспективы своего развития
в общем контексте перспектив развития Цент-
ральной Азии. В категориях методологии
стратегирования, подразумевающей обязатель-
ное многоуровневое согласование стратегий
(рис. 122), это означает, что социально-эконо-
мические стратегии государств региона на на-
циональном уровне должны коррелировать
по своим целям и задачам с целостной стра-
тегией развития всей Центральной Азии23,24,25,26.
С этих позиций, будучи изначально призван-
ными служить для «сверки часов» по ключевым
вопросам регионального развития, Консульта-
тивные встречи начинают выступать в качестве
значимого действенного механизма взаимного
согласования реализуемых странами Централь-
ной Азии стратегий, способного «… обепечить
сопряжение перспектив национального развития
2022. Том 2. № 3
325
Мирзиёева C. Ш. Анализ методологии регионального...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
Рис. 1. Многоуровневое согласование
стратегий
Fig. 1. Multilevel negotiation
of strategies
I
II
III
IV
V
VI
VI
I
I. Глобальная стратегия.
II. Международная стратегия.
III. Международная много-
сторонняя, секторальная и
региональная стратегия.
IV. Национальная стратегия.
V. Национальная отраслевая и
региональная стратегия.
VI. Корпоративная стратегия.
VII. Стратегия подразделений.
VIII. Точка А – личностные
А
с общерегиональными приоритетами»27. В этом
контексте рассмотрим реализуемые странами
региона стратегии социально-экономического
развития с более подробным анализом примера
Узбекистана, завершившего в прошлом году реа-
лизацию Стратегии действий по пяти приори-
тетным направлениям развития в 2017–2021 гг28.
Данная Стратегия действий положила начало
новому этапу в продвижении реальной прак-
тики стратегического планирования в стране.
Для этого этапа становления и развития традиций
стратегирования в стране характерен всплеск
активности в принятии разноформатных доку-
ментов стратегического характера в виде мно-
жества концепций, стратегий и программ раз-
вития с различными временными горизонтами
реализации29. Только за первые три года
реализации Стратегии действий в республике
принято «… свыше 30 концепций и стратегий
по ускоренному развитию приоритетных нап-
равлений социально-экономической сферы на
среднесрочную и долгосрочную перспективу»30.
В январе 2020 г. в своем Послании Олий
27 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции…
28 Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»).
29 Мирзиёева С. Ш. Совершенствование методологии разработки…
30 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий
Мажлиса. URL: https://pv.uz/ru/newspapers/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirzieeva-na-sovmestnom-zasedanii-zakonodatelnojpalaty-
i-senata-olijmazhlisa (дата обращения: 28.09.2022).
31 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. URL: https://www.pv.uz/ru/newspapers/poslanie-prezidentarespubliki-
uzbekistan-shavkata-mirzieeva-olij-mazhlisu-2020 (дата обращения: 28.09.2022).
Мажлису Республики Узбекистан Президент
страны поставил задачу по разработке целого
ряда документов стратегического характера.
В их числе:
– Программа «Цифровой Узбекистан – 2030»;
– Стратегия формирования конкурентной сре-
ды;
– Стратегия управления и реформирования
предприятий с государственным участием;
– Стратегия развития строительной отрасли
до 2025 г.;
– Концепция регулирования внешнеэкономи-
ческой деятельности;
– Концепция развития водного хозяйства;
– Концепция социальной защиты населения;
– Концепция «Молодежь Узбекистана – 2025»;
– Программа комплексных мер на 2020–2025 гг.
по предупреждению негативного воздействия
промышленного развития на экологию;
– Концепция развития отрасли кинематографии
до 2030 г.;
– Национальная стратегия по правам чело-
века31.
2022. Vol 2. No 3
326
Mirziyoeva SSh. Methodology of Regional Strategising...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
Многие из этих документов приняты и
последовательно реализовываются. Содержание
программных документов, принятых в период
реализации Стратегии действий, пронизано
пониманием глубины накопившихся проблем в
сфере государственного регулирования долго-
срочных социально-экономических процессов
и осознанием необходимости поиска их систем-
ных решений на основе перехода к принципам
стратегического планирования. На наличие
и необходимость решения острых проблем,
связанных с развитием сферы стратегирова-
ния социально-экономического развития страны
на долгосрочную перспективу, неоднократно
указывал Президент Республики Узбекистан
в своих выступлениях. В своем Послании Олий
Мажлису Республики Узбекистан от 28 декабря
2018 г. он подчеркивал: «До сих пор нет системы,
которая позволяла бы государственным органам
прогнозировать, какие задачи будут актуальными
завтра и в отдаленной перспективе, проще говоря,
какие проблемы могут возникнуть через пять,
десять, двадцать лет»32.
На фоне роста количества стратегических
документов в виде концепций, стратегий и
программ развития на национальном, регио-
нальном и отраслевом уровнях с различным вре-
менным горизонтом реализации стала все более
очевидной необходимость подкрепления этого
процесса подобающим нормативно-правовым
обеспечением. В результате появился проект
закона Республики Узбекистан «О стратегическом
планировании», подготовленный для реализации
Указа Президента Республики Узбекистан от
28 января 2019 г. № УП-5644 «О первоочередных
мерах по повышению ответственности Кабинета
Министров Республики Узбекистан за эффектив-
ность реализации стратегических задач соци-
ально-экономического развития страны». Указ
был размещен в апреле того же года на портале
обсуждения проектов нормативно-правовых
актов Республики Узбекистан (www.regulation.
gov.uz).
32 Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису 28 декабря 2018 г.
Доработанный с учетом замечаний и предло-
жений в ходе обсуждения проект закона в нояб-
ре 2019 г. был внесен Кабинетом Министров
Республики Узбекистан в Законодательную
палату Олий Мажлиса Республики Узбекис-
тан. Постановлением Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 205-IV
от 30 марта 2020 г. документ был одобрен и принят
в первом чтении в качестве проекта закона
Республики Узбекистан № ПЗ-596 «О стратеги-
ческом планировании».
Проект закона, в случае его окончательного при-
нятия и вступления в силу, призван обозначить
общие нормативно-правовые и организационно-
институциональные основы функционирования
системы стратегического планирования в стра-
не, синхронизировать процессы стратегирования
и бюджетирования, определить круг полномочий,
а также регулировать вопросы взаимодействия
органов государственной власти при реализации
стратегических планов и программ. Данный
проект закона позволит установить порядок
формирования, согласования и реализации стра-
тегических документов различного горизонта
планирования и обеспечить их взаимосвязь
и координацию на всех уровнях государственного
управления. Проект направлен на формирование
важнейших основ обеспечения необходимого
качества подготовки и реализации концепций,
программ и стратегий социально-экономического
развития. Это будет способствовать повышению
общего уровня государственного стратегического
управления в целом.
Пополняя систему стратегического планиро-
вания новыми инструментами, проект закона
позиционирует концепцию социально-экономи-
ческого развития в качестве важнейшего доку-
мента в рамках целеполагания как на респуб-
ликанском, так и на региональном уровнях. Кроме
того, предусматриваемая проектом иерархия
стратегических документов призвана придать
стройность разрозненности их существования,
снимая неясность в вопросах соподчинения
2022. Том 2. № 3
327
Мирзиёева C. Ш. Анализ методологии регионального...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
множества концепций, стратегий и программ
развития различного уровня.
Таким образом, практически весь период
реализации Стратегии действий в Узбекистане
прошел под знаком ускоренного формирования
целостной системы стратегирования социально-
экономических процессов на качественно новой
основе. Содержательная реализация Стратегии
действий оказала влияние на формирование
современного социально-экономического облика
республики и ее регионов, создавая тем самым
необходимые предпосылки для продолжения
начатых в 2017 г. реформ на новом уровне.
В этой связи к оценке проделанной в респуб-
лике масштабной работы за столь короткий
по историческим меркам период в рамках
Стратегии действий следует подходить именно
под этим двуединым углом зрения – сквозь призму
придания динамизма процессу построения
целостной системы стратегирования в стране,
с одной стороны, и оказания системного
воздействия на ее социально-экономическую
трансформацию в целом, с другой33.
На фоне активной реализации Стратегии
действий приоритетное фокусирование внешне-
политического вектора на построение взаимо-
выгодных отношений с соседними странами по
региону отразилось на увеличении объемов
торговли Узбекистана с государствами Цент-
ральной Азии. Именно в период реали-
зации Стратегии действий с 2017 по 2021 гг.,
при одновременной активизации внутри-
регионального сотрудничества, объемторговли
Узбекистана со странами Центральноазиатс-
кого региона увеличился в 2,6 раза, достигнув
$6,3 млрд в 2021 г. вместо $2,5 млрд
в 2016 г. За этот период в общем объеме
внешнеторгового оборота Узбекистана доля го-
сударств региона Центральной Азии увели-
чилась с 10,2 до 15,1 %. Объемы торговли
33 Мирзиёева С. Ш. Совершенствование методологии разработки…
34 Абатуров Р. Узбекистан в торговле с Центральной Азией // Экономическое обозрение. 2022. № 5. С. 50–55.
35 Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы».
36 Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Стратегии и программы. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_
and_programs (дата обращения: 28.09.2022).
республики увеличились со всеми странами
региона: Казахстаном (в 2 раза), Кыргызстаном
(5,7), Таджикистаном (3) и Туркменистаном (4)34.
Это свидетельствует о реальной возможности
экономик, природно-климатических условий
и ресурсов стран Центральной Азии взаимо-
дополнять друг друга в рамках согласованных
стратегий.
Уделяя особое внимание обеспечению преем-
ственности и непрерывности реформ, респуб-
лика реализует Стратегию развития Нового
Узбекистана на 2022–2026 гг., разработанную
по результатам общественного обсуждения на
основе принципа «От Стратегии действий –
к Стратегии развития». Данным программным
документом стратегической значимости на
предстоящую среднесрочную перспективу преду-
смотрена реализация 100 конкретных целей
в рамках 7 приоритетных направлений35.
Такие же динамичные процессы происходят
и в других государствах Центральной Азии.
В Казахстане принят стратегический програм-
мный документ долгосрочного горизонта
реализации – Стратегия развития страны до
2050 г., – представленный в Послании Главы
государства народу республики в декабре
2012 г. Главной целью Стратегии является
создание общества благоденствия на основе
сильного государства, развитой экономики
и возможностей всеобщего труда, а также
вхождение Казахстана в тридцатку развитых
стран мира36.
Достижению этой цели должна способствовать
реализация следующих долгосрочных прио-
ритетов:
– экономическая политика нового курса – все-
объемлющий экономический прагматизм на
принципах прибыльности, возврата от ин-
вестиций и конкурентоспособности;
2022. Vol 2. No 3
328
Mirziyoeva SSh. Methodology of Regional Strategising...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
– всесторонняя поддержка предприниматель-
ства – ведущей силы национальной эконо-
мики;
– новые принципы социальной политики –
социальные гарантии и личная ответст-
венность;
– знания и профессиональные навыки – клю-
чевые ориентиры современной системы
образования, подготовки и переподготовки
кадров;
– дальнейшее укрепление государственности
и развитие казахстанской демократии;
– последовательная и предсказуемая внешняя
политика – продвижение национальных инте-
ресов и укрепление региональной и глобаль-
ной безопасности;
– новый казахстанский патриотизм – основа
успеха многонационального и многоконфес-
сионального общества.
В рамках долгосрочной Стратегии развития
Казахстана до 2050 г. в стране принимаются до-
кументы государственного планирования на сред-
несрочный период. Актуален Стратегический
план до 2025 г., запустивший процессы Третьей
модернизации страны и реализующий зада-
чи по ускоренному качественному экономи-
ческому росту и повышению уровня жизни.
Данный документ является продолжением
Стратегического плана развития Республики
Казахстан до 2020 г., который был призван
нивелировать последствия глобального финан-
сового кризиса и ускорить переход к диверси-
фицированному устойчивому росту экономики.
Главная цель до 2025 г. – добиться качественно-
го и устойчивого подъема экономики, ведущего
к повышению благосостояния людей на уровень
стран Организации экономического сотрудниче-
ства и развития.
Кыргызстан реализует Национальную Страте-
гию развития на 2018–2040 гг., определяющую
37 Экономика Кыргызстана, его участие в ЕАЭС и перспективы торгово-экономического сотрудничества с Узбекистаном – обзор. URL: https://
review.uz/post/ekonomika-krgzstana-ego-uchastie-v-eaes-i-perspektiv-torgovo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-s-uzbekistanom-obzor (дата обра-
щения: 28.09.2022).
38 Тошматов М. Н., Мирзорахимов Н. Т. Предпосылки и факторы формирования инновационной экономики Республики Таджикистан // Вестник
Института экономики Российской академии наук. 2018. № 3. С. 40–49.
стратегические ориентиры развития страны на
долгосрочный период. В рамках Национальной
Стратегии принята Национальная программа
развития Кыргызстана до 2026 г., предусматри-
вающая обеспечение ежегодных темпов роста
ВВП в среднем на 5 %, достижение ВВП на душу
населения не менее $1,5 тыс., сохранение размера
внешнего государственного долга на уровне
не более 60 % и снижение уровня бедности насе-
ления до 20 %37.
Подобный программный документ на долго-
срочную перспективу реализовывает и другое
государство Центральной Азии – Таджикистан.
В этой стране принята Национальная стратегия
развития Республики Таджикистан на период
до 2030 г.38. Для достижения глобальной
цели долгосрочного развития Таджикистана –
повышение уровня жизни населения страны
на основе обеспечения устойчивого экономичес-
кого роста – документ определяет следующие
цели на ближайшие 15 лет:
– обеспечение энергетической безопасности
и эффективное использование электро-
энергии;
– выход из коммуникационного тупика и
превращение государства в транзитную
страну;
– обеспечение продовольственнной безопас-
ности и доступа населения к качественному
питанию;
– расширение продуктивной занятости.
Принятый Туркменистаном долгосрочный
документ стратегического характера – Наци-
ональная программа социально-экономичес-
кого развития Туркменистана на 2011–2030 гг. –
реализуется в три этапа. Основная задача
первого этапа, охватывающего 2011–2015 гг.,
состояла в накоплении ресурсов для экономичес-
кого рывка, повышения конкурентоспособно-
сти экономики и обеспечения роста уровня и
2022. Том 2. № 3
329
Мирзиёева C. Ш. Анализ методологии регионального...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-319-332
качества жизни населения. Второй этап с
охватом 2016–2020 гг. предусматривал более
интенсивный переход к рыночной экономике
с повышением роли частного сектора и увели-
чением его вклада в ВВП до 70 %. К концу
третьего этапа (2021–2030 гг.) Туркменистан
должен войти в число развитых стран по
ряду важных параметров, среди которых произ-
водительность труда, уровень ВВП на душу
населения и социальные показатели, с окон-
чательной интеграцией страны в международное
экономическое пространство39.
В рамках этой долгосрочной программы Тур-
кменистаном принята Программа социально-
экономического развития страны в 2022–2028 гг.
Программа определяет приоритетные векторы
экономической стратегии Туркменистана на бли-
жайшие семь лет, направленные на обеспече-
ние благополучия и процветания населения
республики40.
Стремясь к реализации многоуровневых стра-
тегий развития с общих позиций и постепенно
формируя Центральноазиатскую повестку, стра-
39 Ионова Е. Туркмения: стратегия развития // Россия и мусульманский мир. 2011. № 5. С. 96–103.
40 В Туркменистане утверждены программы социально-экономического развития и по преобразованию сел до 2028 года. URL: https://turkmenportal.
com/blog/49264/v-turkmenistane-utverzhdeny-programmy-socialnoekonomicheskogo-razvitiya-i-po-preobrazovaniyu-sel-do-2028-goda (дата
обращения: 28.09.2022).
ны региона переживают совместную кардиналь-
ную трансформацию и приобретают обновлен-
ный социально-экономический облик. Этим
они способствуют новому позиционирова-
нию Центральной Азии в качестве целостного
субрегиона международных отношений, дока-
зывая важность соблюдения принципа согла-
сования стратегий в соответствии с методоло-
гией стратегирования. В наблюдаемых сегодня
условиях неопределенности с трудно прог-
нозируемыми последствиями пример стран
Центральной Азии, стремящихся сформули-
ровать консолидированные ответы на возника-
ющие перед ними вызовы, используя свои
потенциальные возможности и конкурентные
преимущества в рамках региональных и наци-
ональных стратегий, представляет интерес
для других регионов мира. Это свидетельствует
о востребованности стратегии в качестве клю-
чевого содержательного элемента системы го-
сударственного регулирования социально-эконо-
мического развития на разных уровнях и в
нынешнем мире хрупкого баланса сил.

References

1. Abaturov R. Uzbekistan v torgovle s Tsentralʹnoy Aziey [Uzbekistan in trade with Central Asia]. Ehkonomicheskoe obozrenie [Economic Review]. 2022;(5):50-55. (In Russ.)

2. Alimuradov MK. Interregional competition for strategic economic factors. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):163-172. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-163-172

3. Kvint VL. Kontseptsiya strategirovaniya. T. 1 [The concept of strategizing. Vol. 1.]. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2019. 132 p. (In Russ.)

4. Kvint VL. Strategic leadership of Amir Timur: comments on the Code. St. Petersburg: RANKhiGS; 2021. 224 p. (In Uzbek.)

5. Kvint VL. Strategicheskoe liderstvo Amira Timura: kommentarii k Ulozheniyu [Strategic leadership of Amir Timur: comments on the Code]. St. Petersburg: RANKhiGS; 2021. 204 p. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/978-5-89781-696-5-1-204

6. Kvint VL. Teoriya i praktika strategirovaniya [Theory and practice of strategizing]. Tashkent: Tasvir; 2018. 160 p. (In Russ.)

7. Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;27(11):900-909. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

8. Kvint VL, Okrepilov VV. Quality of life and values in national development strategies. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014;84(5):412-425. (In Russ.) https://doi.org/10.7868/S0869587314050107

9. Kozyrev AA. Study of methodological basis of strategizing of social and economic development. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(4):434-447. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1634-2020-4-434-447

10. Ionova E. Turkmeniya: strategiya razvitiya [Turkmenistan: development strategy]. Russia and the Moslem world. 2011;(5):96-103. (In Russ.)

11. Mirziyoeva CSh. Strategic roadmap in five priority development areas of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021: Strategizing of socio-economic processes. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):151-162. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-151-162

12. Mirziyoyeva SSh. The methodological foundation for strategizing the socioeconomic development of Uzbekistan. Moscow: RANKhiGS; 2020. 184 p. (In Russ.)

13. Mirziyoeva SSh. Sovershenstvovanie metodologii razrabotki i realizatsii regionalʹnykh sotsialʹnoehkonomicheskikh strategiy (na materialakh Respubliki Uzbekistan) [Improving the methodology for the development and implementation of regional socioeconomic strategies (based on the case of the Republic of Uzbekistan)]. Ph.D.(Econ.) diss. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2021. 216 p. (In Russ.)

14. Munavvarov ZI. Obshchie kontury integratsionnykh protsessov v Tsentralʹnoy Azii: istoriya, sovremennostʹ, perspektivy [An outline of integration processes in Central Asia: history, modernity, and prospects]. Socio-political aspects of integration and cooperation development in Central Asia: Proceedings of the Republican scientific and practical conference. Tashkent; 2022. p. 10-14. (In Uzbek.)

15. Nazirov MM. Novye kontury regionalʹnoy politiki Uzbekistana v Tsentralʹnoy Azii [A new outline of the regional policy of Uzbekistan in Central Asia]. Socio-political aspects of integration and cooperation development in Central Asia: Proceedings of the Republican scientific and practical conference. Tashkent; 2022. p. 131-136. (In Uzbek.)

16. Novikova IV. Strategicheskoe upravlenie trudovymi resursami [Strategic management of labor resources]. Moscow: KnoRus, 2022. 178 p. (In Russ.)

17. Petrova PM, Khabekova MK. Reviews, publications, presentations, opinions about monograph of Vladimir L. Kvint “The Strategic leadership of Amir Timur: Comments on the Code”. St. Petersburg: RANKhiGS; m2022. 144 p. (In Russ.)

18. Toshmatov MN, Mirzorakhimov NT. Prerequisites and factors of formation of innovative economy of the Republic of Tajikistan. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018;(3):40-49. (In Russ.)

19. Khvorostyanaya AS. Strategirovanie industrii mody: teoriya i praktika [Strategizing in fashion industry: theory and practice]. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2021. 272 p. (In Russ.)

20. Khvorostyanaya AS. Strategizing of light industry and fashion businesses in emerging-market countries. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(1):111-122. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-111-122

21. Kholmatov BKh. Consultative meetings as a new direction of dialogue. Socio-political aspects of integration and cooperation development in Central Asia: Proceedings of the Republican scientific and practical conference. Tashkent; 2022. p. 175-178. (In Uzbek.)

22. Sapir J. The strategic imperative and the paradigm shift in economics. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(1):1-14. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-1-14

Login or Create
* Forgot password?