INVESTIGATION OF MICROORGANISM STRAINS WITH β-GALACTOSIDASE ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Lactase (β-galactosidase) is an enzyme of hydrolases class, catalyzing the splitting of lactose in the alimentary canal into galactose and lactulose. In our country, the production of low lactose dairy products and medicines to make up the deficiency of lactose is absent. Their production is a promising direction. In this regard, the analysis of microor-ganisms producing β-galactosidase enzyme is carried out. The conclusion based on the results obtained will be used in further studies.

Keywords:
Lactase, β-galactosidase preparations, biosynthesis, yeast.
Text
Text (PDF): Read Download

 

Введение

Препараты β-галактозидазы прежде всего находят широкое применение в молочной промышленности и в тех отраслях, где возможно использование отходов молокоперерабатывающей промышленности, содержащих дисахарид лактозу. Лактоза является очень ценным углеводом, но сахар этот плохорастворим, несладкий, не усваивается часто животными организмами, не сбраживается дрожжами. Если с помощью β-галактозидазы осуществить его расщепление до галактозы и глюкозы, то эта смесь уже имеет сладкий вкус, хорошо растворяется в воде, глюкоза усваивается как животными, так и микроорганизмами. Обработка молока и молочных изделий препаратами β-галактозидазы позволяет обеспечить часть населения, страдающего лактазной недостаточностью, молочными продуктами, почти не содержащими лактозу [2].

Обработка молока ферментом при концентрировании, особенно при его последующем хранении при низких температурах, позволяет повысить стабильность продукта при регенерации. Гидролиз около 20–30 % лактозы молока при приготовлении мороженого позволяет предотвратить явление его кристаллизации и уменьшить на 1–2 % добавку сахарозы. Использование β-галактозидазы при приготовлении кисломолочных продуктов способствует более быстрому развитию молочнокислых микроорганизмов, что позволяет ускорить технологические процессы [3].

5

Использование β-галактозидазы делает перспективным утилизацию различных молочных отходов, особенно молочной сыворотки, во многих отраслях, например в хлебопечении, в кондитерской промышленности, при производстве мороженого, в качестве компонента питательных сред при получении белковых обогатителей кормов или различных биологически активных веществ, в кормопроизводстве, в медицинской промышленности, медицине и других областях. Большое значение придается β-галактозидазе при ее использовании в аналитических целях и для диагностики ряда заболеваний [1].

 

Непереносимость молока встречается у 15–30 % населения России и обусловлена дефицитом в организме человека фермента лактазы, который вырабатывается в тонком кишечнике и катализирует расщепление лактозы (молочного сахара) на глюкозу и галактозу, которые затем легко всасываются в кровь.

Коррекция лактазной недостаточности может быть осуществлена двумя путями: использованием молочных продуктов с частично гидролизованной лактозой либо приемом лекарственных препаратов, содержащих фермент лактазу.

В нашей стране производство низколактозных молочных продуктов и лекарственных средств для восполнения дефицита лактозы отсутствует. Импортные препараты, закупаемые в ограниченном количестве, не удовлетворяют спрос в нужном объеме. В связи с этим создание конкурентоспособного отечественного универсального препарата β-галак-тозидазы, который может быть использован как для предварительного гидролиза лактозы в молочных продуктах, так и для приема внутрь, является весьма актуальным и практически важным [5].

Конкуренция в сфере производства и применения препаратов β-галактозидазы оправдывает все возрастающие усилия ученых и производственников, направленные на поиск новых штаммов-продуцентов, изучение закономерностей биосинтеза ферментов и свойств ферментных белков – основы создания рентабельных биотехнологий их производства и применения [4].

Лактазу получают из различных источников: животных, растений и микроорганизмов (бактерии, грибы, дрожжи). Однако бактериальные ферменты небезопасны для применения в пищевой промышленности. Ферменты из животных и растительных источников дороги и неактивны. Наиболее пригодны для практического применения грибные и дрожжевые β-галактозидазы.

Целью работы является анализ известных микроорганизмов-продуцентов фермента, выделение лучших для дальнейших исследований.

 

Объекты и методы исследований

Теоретические и экспериментальные исследо-вания проведены в соответствии с поставленными задачами в научно-образовательном центре Госу-дарственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский тех-нологический институт пищевой промышленности». Весь цикл исследований состоял из нескольких взаимосвязанных этапов.

На первом теоретическом этапе для форму-лировки цели и задач собственных исследований проводили анализ доступной отечественной и зарубежной научной информации по теме работы.

Второй этап посвящен изучению микро-организмов, обладающих наибольшей лактазной активностью. На этом этапе контролируемыми параметрами были изменение скорости роста биомассы в процессе культивирования, определение оптимальной температуры, продолжительность культивирования. Далее определяли основные пара-метры выросших микроорганизмов: содержание сухих веществ, прирост биомассы и β-галакто-зидазную активность.

Объектами исследований на разных этапах явля­лись:

– микроскопические грибы Penicillium canescens F178;

бактерии Bacillus subtilis В2273, Bacillus coagulans В4521 и Streptococcus thermophillus B5329;

– дрожжи Kluyveromyces marxianus Y3240 и Kluyveromyces lactis Y3268.

Представленные микроорганизмы являются ак­тивными продуцентами фермента β-галактозидазы. Питательные среды для вышеперечисленных штам­мов микроорганизмов представлены в табл. 1–5.

 

Таблица 1

 

Состав среды для Penicillium canescens

 

Ингредиенты

Количество

Неохмеленное сусло 3,5 Б

1,0 л

Агар

20 г

 

Таблица 2

 

Состав среды для Bacillus subtilis

 

Ингредиенты

Количество

Дистиллированная вода

1,0 л

Пептон

10,0 г

Агар

20,0 г

NaCl

5,0 г

 

Таблица 3

 

Состав среды для Bacillus coagulans

 

Ингредиенты

Количество

Дистиллированная вода

1 л

Обезжиренный фарш

500 г

Пептон

10 г

Агар

20 г

NaCl

5 г

 

 

 

Таблица 4

 

Состав среды для Streptococcus thermophillus

 

Ингредиенты

Количество

Пептон

10,0 г

Дрожжевой экстракт

5,0 г

Мясной экстракт

5,0 г

Na2HPO4

8,5 г

KH2PO4

2,0 г

MgSO4×7 H2O

1,0 г

Лактоза

10,0 г

Агар

10,0 г

Дистиллированная вода

1,0 л

 

Таблица 5

 

Состав среды для Kluyveromyces marxianus

и Kluyveromyces lactis

 

Ингредиенты

Количество

NaNO3

3,0 г

KH2PO4

1,0 г

MgSO4×7 H2O

0,5 г

KCl

0,5 г

FeSO4×7 H2O

0,01 г

Глюкоза

30,0 г

Агар

20,0 г

Дистиллированная вода

1,0 л

 

Определение активной кислотности (рН) осуще­ствляют потенциометрическим методом, используя электронный рН-метр. Использование данного при­бора позволяет измерять pH в более широком диапазоне и более точно (до 0,01 единицы pH), чем с по­мощью лакмусовой бумаги. Данные заносят в таб­лицу.

Титруемую кислотность определяют методом титрования культуральной жидкости 0,1 М раство­ром NaOH в присутствии индикатора фенолфта­леина. Одновременно определение титруемой ки­слотности необходимо проводить в трех повторе­ниях, в таблицу вносят средний результат.

Метод определения содержания сухих веществ – рефрактометрический. Этот метод основан на зави­симости показателя преломления света от состава системы.

Для определения скорости прироста микроорга­низмов используется метод отделения мицелия от культуральной жидкости при помощи фильтрования. Разность между массой фильтра с сухим мицелием и массой пустого фильтра является массой сухого ми­целия, образовавшегося за период культивирования микроорганизма в термостате. Значения прироста биомассы заносят в таблицу. Исходя из полученных данных вычисляют общую скорость роста микроор­ганизма, измеряемую в г/ч.

Определение β-галактозидазной активности про­водили в отфильтрованной культуральной жидкости,
гомогенизированной и без разрушения клеточной стенки на фотоэлектроколориметре при длине волны 405 нм.

Разрушение клеточных стенок осуществляют на гомогенизаторе SCIENTZ-II D, воздействуя на клетки ультразвуком с частотой 22 кГц, при сле­дующем режиме: озвучивание клеток производится 4 раза, общее время 30 с, в течение которого им­пульсы продолжительностью 2 с чередуются с 2 с перерыва. Целью гомогенизации является высвобо­ждение внутриклеточного фермента во внешнюю среду.

 

Результаты и их обсуждение

Существенным фактором, оказывающим влияние на рост и метаболизм микроорганизмов, является температура культивирования. Для выбора опти­мальной температуры следили за изменением скоро­сти роста биомассы, значения которой представлены в табл. 6.

 

Таблица 6

 

Изменение биомассы

в процессе культивирования микроор­ганизмов

 

Температура, оС

Количество микроорганизмов,

тыс. КОЕ/г

1

сутки

3

сутки

5

сутки

7

сутки

Penicilliun canescens

28±2

24±2

70±2

120±3

180±5

32±2

8±1

20±2

34±2

44±3

Streptococcus thermophillus

37±2

18±2

35±2

100±3

107±3

42±2

40±2

83±3

120±4

132±4

Bacillus subtilis

37±2

400±12

сплошной рост

42±2

сплошной рост

Bacillus coagulans

37±2

сплошной рост

42±2

сплошной рост

Kluyveromyces marxianus

28±2

10±1

18±2

27±2

40±2

32±2

6±1

11±1

15±2

36±2

Kluyveromyces lactis

28±2

43±3

50±3

93±4

120±4

32±2

18±2

25±2

72±3

112±4

 

В результате анализа данных, представленных в табл. 6, можно сделать вывод о том, что оптималь­ной температурой для роста микроорганизма Penicilliun canescens является 28 ºС, для Streptococcus thermophillus – 42 ºС, для Bacillus coagulans и Bacillus subtilis – 37 ºС, для Kluyveromyces marxianus и Kluyveromyces lactis – 28 ºС. Дальнейшее культиви­рование представленных штаммов в пробирках на скошенном агаре и в жидких питательных средах  проводили при выбранных температурах. Продолжи­тельность культивирования для каждого штамма бу­дет составлять 1, 3, 5 и 7 суток.

После культивирования микроорганизмов на жидких питательных средах определяют основные контролируемые параметры. В табл. 7 представлено содержание сухих веществ в питательной среде до культивирования, а также в фильтрате для каждого исследуемого штамма.

 Таблица 7

 

Массовая доля сухих веществ в фильтрате

 

Массовая доля сухих веществ, %

До куль­тиви­рова­ния

Тем­пера-тура, оС

В процессе культивирования

1

сутки

3

сутки

5

сутки

7

сутки

Penicilliun canescens

1,1±0,1

28±2

1,1±0,1

1,2±0,1

1,2±0,1

1,5±0,1

Streptococcus thermophillus

1,7±0,1

42±2

1,8±0,1

2,1±0,1

2,2±0,1

3,1±0,1

Bacillus subtilis

2,5±0,1

37±2

2,9±0,1

3,0±0,1

3,1±0,1

3,6±0,1

Bacillus coagulans

2,5±0,1

37±2

2,5±0,1

3,1±0,1

3,6±0,1

4±0,1

Kluyveromyces marxianus

3,1±0,1

28±2

3,0±0,1

3,1±0,1

3,1±0,1

3,2±0,1

Kluyveromyces lactis

3,1±0,1

28±2

3,6±0,1

3,6±0,1

3,7±0,1

4±0,1

 

По данным табл. 7 видим, что массовая доля су­хих веществ возрастает с увеличением продолжи­тельности культивирования. Наибольшая массовая доля сухих веществ наблюдается у штамма Bacillus coagulans и составляет (1,5±0,1) %, наименьшая – у Kluyveromyces marxianus и составляет (0,2±0,1) %.

Определение прироста биомассы у изучаемых микроорганизмов представлено в табл. 8. Прирост биомассы – это количественное увеличение популя­ции клеток микроорганизма за определенный про­межуток времени. Этот способ наиболее пригоден, в частности, для организмов, образующих мицелий, нити или скопления клеток.

 

Таблица 8

 

Прирост биомассы

 

Тем­пера­тура,

оС

Биомасса, г

Общая

скорость роста, г/ч

1 сутки

3 сутки

5 сутки

7 сутки

Penicilliun canescens

28±2

0,06±0,01

0,06±0,01

0,07±0,01

0,08±0,01

0,0028±0,01

Streptococcus thermophillus

42±2

0,04±0,01

0,05±0,01

0,06±0,01

0,06±0,01

0,0022±0,01

Bacillus subtilis

37±2

0,08±0,01

0,11±0,01

0,18±0,02

0,22±0,01

0,0061±0,01

Bacillus coagulans

37±2

0,08±0,01

0,11±0,01

0,14±0,01

0,30±0,01

0,0065±0,01

Kluyveromyces marxianus

28±2

0,16±0,01

0,2±0,01

0,23±0,01

0,56±0,01

0,0119±0,01

Kluyveromyces lactis

28±2

0,03±0,01

0,06±0,01

0,16±0,01

0,33±0,01

0,00605±0,01

 

Наибольшим приростом биомассы отличаются дрожжи вида Kluyveromyces marxianus, общая ско­рость роста составляет (0,0119±0,01) г/ч, тогда как наименьшая скорость роста (0,0022±0,01) г/ч наблю­дается у бактерий вида Streptococcus thermophillus. Таким образом, можно сделать вывод, что дрожжи активнее усваивают питательные и энергетические источники среды.

Наличие определенного фермента в препарате может быть установлено по результатам той реак­ции, которую катализирует фермент, т.е. по количе­ству образовавшихся продуктов реакции или умень­шению исходного субстрата. Результаты измерения приведены в табл. 9 и 10.

Определение активности проводили в отфильтро­ванной культуральной жидкости, гомогенизирован­ной и без разрушения клеточной стенки на фото­электроколориметре при длине волны 405 нм. По получившейся оптической плотности определили лактазную активность по калибровочному графику (рис. 1).

Пересчет лактазной активности из мкмоль/мл в ед/мг белка перевели по формуле

 

                 (1)

 

 

 

 

Рис. 1. Калибровочный график по о-нитрофенолу

 

где Д – оптическая плотность, измеренная на  спек­трофотометре при 405 нм; С – концентрация о-нит­рофенола, определяемая по калибровочной кривой (см. рис. 1), мкмоль/мл; Vинк.ср. – объем инкубацион­ной среды, мл; Vе – объем ферментного раствора, мл; t – время гидролиза, мин; m – содержание белка в 1 мл ферментного препарата, взятого для гидролиза, мг.

 

 

Таблица 9

 

Изменение β-галактозидазной активности в процессе культивирования микроорганизмов

без разрушения клеточной стенки

 

Температура,

оС

Лактазная активность, ед/мг белка

Общая лактазная активность, ед/мг белка

1 сутки

3 сутки

5 сутки

7 сутки

Penicilliun canescens

28±2

0,23±0,05

0,55±0,05

1,14±0,05

1,45±0,05

0,84±0,05

Streptococcus thermophillus

42±2

0,15±0,05

0,25±0,05

0,40±0,05

0,55±0,05

0,34±0,05

Bacillus subtilis

37±2

0,31±0,05

0,49±0,05

0,74±0,05

0,98±0,05

0,63±0,05

Bacillus coagulans

37±2

0,62±0,05

0,68±0,05

1,35±0,05

2,68±0,05

1,33±0,05

Kluyveromyces marxianus

28±2

2,95±0,05

3,03±0,05

3,38±0,05

4,06±0,05

3,36±0,05

Kluyveromyces lactis

28±2

0,68±0,05

1,05±0,05

1,43±0,05

1,89±0,05

1,26±0,05

 

Таблица 10

 

 

Изменение β-галактозидазной активности в процессе культивирования микроорганизмов

с разрушением клеточной стенки

 

Температура,

оС

Лактазная активность, ед/мг белка

Общая лактазная

активность, ед/мг белка

1 сутки

3 сутки

5 сутки

7 сутки

Penicilliun canescens

28±2

0,26±0,05

1,0±0,05

1,25±0,05

1,69±0,05

1,05±0,05

Streptococcus thermophillus

42±2

0,19±0,05

0,33±0,05

0,49±0,05

0,77±0,05

0,45±0,05

Bacillus subtilis

37±2

1,60±0,05

1,66±0,05

1,97±0,05

2,28±0,05

1,88±0,05

Bacillus coagulans

37±2

0,86±0,05

2,18±0,05

4,31±0,05

5,14±0,05

3,12±0,05

Kluyveromyces marxianus

28±2

3,38±0,05

4,25±0,05

4,65±0,05

5,48±0,05

4,44±0,05

Kluyveromyces lactis

28±2

0,74±0,05

1,11±0,05

2,09±0,05

2,35±0,05

1,57±0,05

 

 

 

Анализируя данные табл. 9 и 10, делаем вывод, что наибольшей лактазной активностью обладает штамм Kluyveromyces marxianus (общая лактазная активность составляет (3,36±0,05) и (4,44±0,05) ед/мг белка у него­могенизированной и гомогенизированной культуральной жидкости соответственно). Также высокой активно­стью отличается штамм Bacillus coagulans (общая лактазная активность составляет (1,33±0,05) и (5,14±0,05) ед/мг белка у негомогенизированной и гомогенизированной культуральной жидкости соответственно).

Наименьшая β-галактозидазная активность отмечается у штамма Streptococcus thermophillus, которая со­ставляет (0,34±0,05) и (0,45±0,05) ед/мг белка для культуральной жидкости без разрушения биомассы и разру­шенной. Заметное увеличение β-галакто-зидазной активности в процессе культивирования наблюдается на 5–7 сутки.

 

 

Выводы

 

Были исследованы штаммы микроорганизмов, обладающие β-галактозидазной активностью, и выбран наиболее продуктивный штамм – дрожжи Kluyveromyces marxianus.

Изучены основные показатели полученного фермента лактазы: общая β-галактозидазная активность неочи­щенного фермента составила (3,36±0,05) и (4,44±0,05) ед/мг белка у негомогенизированной и гомогенизированной

References

1. Gracheva, I.M. Tehnologiya fermentnyh preparatov. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Agropromizdat, 1987. - 335 s.

2. Dokuchaeva, G.A. Rynok fermentov: v ozhidanii peremen [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.abercade.ru/research/analysis/1988.html

3. Obschaya tehnologiya mikrobiologicheskih proizvodstv / M.S. Mosichev, A.A. Skladnev, V.B. Kotov. - M.: Legkaya i pi¬schevaya prom-st', 1982. - 264 s.

4. Osobennosti produkcii vnekletochnyh β-galaktozidaz micelial'nymi gribami / L.I. Sapunova, I.O. Tamkovich, A.A. Kostenevich [Elektronnyy resurs]. - URL: immunopathology.com

5. Suhih, O.A. Poluchenie preparata gribnoy β-galaktozidazy dlya korrekcii laktaznoy nedostatochnosti: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. - M., 2007. - 21 s.


Login or Create
* Forgot password?